Нужно ли учиться в институте? Летопись того королевства, где прошло моё солнечное детство

5093

Наблюдал милую сцену недавно, хочу поделиться прекрасным.

Студент покупает пиво в магазине «дикси». Продавщица пиво продавать не хочет и требует паспорт. Студент говорит, что паспорта нет, но есть студенческий. Достает свой билет и показывает его продавщице.

— Ой, это я не понимаю, подождите, — говорит она и кричит в сторону, — Вася! Подойди сюда.

Приходит охранник Василий, берет студенческий билет и говорит:

— О! Ты из МИЭМПа! Хороший институт. Я его заканчивал.

Лицо студента вмиг стало глубоко задумчивым, наверное из-за чудесных перспектив, которые он себе представил. А может быть цена на пиво поднялась и он удивился, не знаю в чем причина. Но знаю, что я сам в этот момент пришел к выводу, что из МИЭМПа с красным дипломом идут охранниками сразу в «глобус».

Я не люблю «черное и белое», мир сложнее, но в эти минуты переплетений идиотских ситуаций, мир преображается, и становиться прозрачным и радостным. Глубина вселенной и ее тайны не там, где тучи и мрак, глубина в веселье и радости.

И я не хочу никого обидеть (ага, ага) поэтому процитирую один анекдот:

Окончил парень университет, пошел работать инженером, женился, ребенок у него родился — а на инженерскую зарплату не проживешь. Пошел он лучшую работу искать. Куда ни сунется, его спрашивают про образование, предлагают быть инженером, а на инженерскую зарплату как проживешь? Спасибо, друзья научили:
 — Ты говори, что 7 классов школы кончил. Ну, он так и сказал, взяли его в цех помощником токаря, платят две инженерские зарплаты, все хорошо. Через полгода подходит к нему профорг:
 — Ты у нас один из лучших рабочих. Мы посоветовались, решили, что ты должен школу закончить. Пойдешь в 8-й класс вечерней школы.
Ну, куда денешься? Пошел. Сидит он на уроках по вечерам, спит от усталости, учителя не слушает. Вдруг вызывают его к доске, спрашивает его учитель найти объем цилиндра. А он школьной формулы, хоть убей, не помнит. Заслоняя доску собой, взял он простенький двойной интеграл, перешел к полярным координатам и получил ответ. Только объем у него почему-то вышел отрицательным. Стер он интеграл, написал новый, все перерешал — опять объем отрицательный! Вдруг слышит, двоечник и худший ученик класса шепчет ему с парты:
— Ты пределы интегрирования перепутал! Переставь их, все получится!

Ну, я к тому, что не все однозначно. С одной стороны охраннику не нужно высшее образование, с другой стороны может и безработица, хер его знает, я давно не пытался на работу устроиться. Хотя на все вакансии, что я размещаю, не сказать что прямо вал заявок…

Продолжая тему полезности и бесполезности ВУЗов, хочу рассказать о своей судьбе: я закончил ВУЗ по специальности «информационная безопасность». Потом еще было второе высшее — «финансовый менеджмент». И, скажем так, я пробовал устроиться после ВУЗа по профилю. Ничего. Насколько мне известно, только три человека из моей группы работают по специальности — один уехал в Москву, двое остались на кафедре в том же ВУЗе. 

Еще надо вспомнить мою военную кафедру — когда я пришел туда, мы изучали ламповые транзисторы, которые установлены на какой-то секретной системе ПЗК-ХЕР-ЗНАЕТ-ЧТО-61А. Их на тот момент было всего две на всю Россию. И нас готовили к тому, что окончив кафедру, эти две штуки совсем демонтируют, и мы будем не нужны родине. Очень по-армейски, мне это показалось тогда. То есть три года маршировать, чтобы… Ничего. Красить отсюда и до обеда.

Типичный студент IT-факультета.

То есть исходя из моего личного опыта, может сложиться мнение, что ВУЗ не нужны. Но это не так. Все эти разговоры про то, что институты не нужны — это популизм. Некоторые институты не нужны и не всем нужно высшее образование. Да, есть шанс, что вы будете изучать модуляцию на 960 бод или еще какую-нибудь «вандер-вафлю» вроде программирования на МИКРО-1. Тем не менее, это заложит отличный фундамент чтобы понять всё-что-угодно. После ассемблера любой язык программирования кажется логичным. После «пролога» вообще нет сложности осилить всё-что-угодно, но ведь надо как-то и дальше жить после этого.

Что замечательно, на IT специальнотсях есть некий фильтр — высшая математика и физика первые два года (у меня математика была 5 лет). И это неплохо отсеивает долбоёбов. Не могу сказать что математика пригодится быдло-кодеру, но если вы хотите быть синьёром-помидором, то нужно уметь в разные исчисления, алгебры и так далее. Анализ сложности алгоритма, псевдо-случайные числа, это всё.

К концу обучения, в случае наличия мозга, получается специалист-технарь-универсал со знаниями всего и понемногу, с прокачанным скиллом логического мышления. Исключение — специализированный вуз, выпускник которого не знает ни хрена, за исключением основных терминов своей специальности, и, как следствие, полным отсутствием правого полушария и навыка быстрого освоения любой области любой точной науки. При отсутствии мозга пополняет стройные ряды эникейщиков. Ничего, и такие нужны.

Иногда у меня случаются авралы. И я сажусь и делаю работу программиста. Просто рисую блок-схемы, проектирую запросы к базе данных, придумываю, допиливаю и программирую. Не зная языка программирования, иногда. И это клево, потому что всё на всё похоже, а моя аксиоматическая база позволяет это делать. И еще я привык думать.

Каждый день, последние несколько лет я думаю над новыми проектами. Проект отличается от продукта, что никто еще не знает, как его делать. И не знает, как оценивать. И каждый день, будь ты менеджер, или верстальщик — тебе надо думать. Как это отцентрировать? Через что выводить контент? А что если программист уйдет в середине проекта? А что если макет не примут с первого раза? В результате ты начинаешь спать и видеть сны про работу. 

С другой стороны есть такие ребята, как Крис Касперски которые этих ваших институтов не заканчивали, а творят чудеса. Но тут талант и помешанность. А в случае института больше ремесло и заинтересованность.

Резюмируя: школьники, не пудрите себе мозги успехом Цукерберга, Грина, Паши и этих всех стартаперов. Успешных мало. Историю пишут победители. Проигравших больше, они просто не медийны. Вы можете сказать: было бы полезней все эти 5 лет изучать какую-нибудь технологию. Да, полезнее. Но не врите себе, вы вообще что-нибудь 5 лет без удара палкой сможете сделать, кроме игры в танки и ВОВ? И почаще задавайтесь этим вопросом:


Рассказывает

Руководитель
Вконтакте, Facebook, Google+

Типичный путь в системе образования

Студент — бывший школьник, но ещё не взрослый человек (то есть куколка человека). От солдата отличается тем, что поступил в университет, чтобы им не быть. После первой сессии отличие иногда пропадает.

Поделиться
Плюсануть