Помоги мне с компьютером, ты же программист. Про умение говорить «нет»

1414

Почитывая сегодня статью на medium.com я наткнулся на отличный совет: 

Ты не вправе просить друга помочь тебе с какой-нибудь ерундой (починить компьютер, перевезти вещи), если друг зарабатывает в час больше, чем соответствующий профессионал.

Я согласен с этим — на 100% и считаю что это должно работать в две стороны. Как категорический императив, но в извращенной форме — помогай другим так, как ты бы хотел чтобы другие помогали тебе. И если другие не помогают, то возникает вопрос: а стоила ли игра свеч?

Часто я вижу людей, делающих что-то абсолютно бессмысленное и не приносящее удовольствия, исключительно из альтруизма. И часто это хорошо, я не призываю отменять альтруизм. Просто хочу диалектически посмотреть на эту проблему. А проблема эта в итоге кроется в поколении мужчин, воспитанных женщинами (Ч. Паланик). Инфантилизм и, в частности, неумение сказать НЕТ. У женщин тоже есть с этим проблемы, но 

  1. Женщины воспитывают детей и альтруизм им присущ более чем мужчинам (есть научные исследования на эту тему, Eagly A.H. Sex differences in social behavior);
  2. Женщин реже просят переустановить операционную систему;
  3. Я мужчина, и я не готов говорить про внутренний мир женщины;
  4. Только идиот может считать проблемой женщину, которая не умеет говорить нет :-)

Говорить «нет» должен научиться любой человек, и чем раньше, тем лучше. За счет каких-то странных особенностей воспитания, слово «нет» кажется чем-то негативно окрашенным. В то время как это просто информация. Эта информация может изменить ваше поведение на пару часов, а может дать вам свободу. 

«Нет» — это самый первый и маленький шаг в становлении переговорщика. Сначала ты говоришь нет своим друзьям. Потом заказчикам. Потом сам себе. Ом.

Есть отличная книга для переговорщиков — сначала скажите «нет». Она немного про другое слово «нет», но и про наше «нет» тоже подходит. Она про то, что у вас нет нужды на переговорах, какими бы важными они не казались. Если у вас нет нужды, то вам проще, так как у вас меньше слабостей и вы не выглядите в переговорах как продавец, а выглядите как консультант. Что и отличает отличного продавца от посредственного. Также она про то, что переговоры только начинаются после того, как прозвучало слово «нет». 

 

В книге очень много дельного и полезного, я, вообще, могу выделить всего две (так как прочитал всего две) подобные книги по переговорам — эту и Г.Кеннеди «договориться можно обо всём». В обоих книгах речь идет не о приемах в переговорах (хотя и они тоже присутствуют) а о методологии и мировоззрении переговорщика. Поэтому, если вы решили, что стоило бы разгрузить свою жизнь от различных неприятных вам вещей — настоятельно рекомендую эти книги. 

Но вернемся к альтруизму. Альтруизм с одной стороны — это демонстрация своего социального статуса для объекта альтруизма и его окружения. Если, конечно, он не подонок, который вас использует, а действительно нуждается в вашей помощи. С другой стороны — это бескорыстная забота о благополучии объекта альтруизма.

Альтруизм — соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека

И если встает вопрос о том помогать или нет, то я просто спрашиваю у себя: это будет комфортно сделать? По мне так лучше отказаться и извиниться, чем не отказаться и ненавидеть кого-то. Я субъективист в этом вопросе. Все-таки делая внешний мир лучше, надо не забывать и про первичность сознания в восприятии этого хорошего внешнего мира. Я за альтруизм, но с экономическим привкусом оценки трудочасов.

P.S. Однажды я прочитал замечательную фразу, которая изменила мое представление о хорошем сервисе и знатно упростила жизнь. Она такова: никогда не бери деньги у клиента за то, за что не взял бы денег с друзей. И это тоже проявление альтруизма, но с привкусом капитализма, потому что в нашей сфере около 30-40% продаж — это сарафанное радио.


Рассказывает

Руководитель
Вконтакте, Facebook
Поделиться