Проектирование в реальной жизни и виртуальной

1317

Сегодня шел мусор выбрасывать и обратил внимание — идет протоптанная по снегу тропинка к мусорным бакам, а путь её преграждает забор. Видно что люди этот забор перешагивают и дальше идут к бакам, ибо обходить его долго, да и не целесообразно. Забор низкий, по колено. Я тоже по тропинке прошел, мусор выбросил, забор перешагнул и задумался о проектировании.

Чем не повод задуматься, да? Ведь забор то денег стоил, его устанавливали по какой-то причине, возможно эстетической, а возможно из соображений безопасности (вдруг дети будут у помоек играть) или из соображений эргономики (чтобы мудаки не парковались перед мусорными баками, мешая мусоровозу). 

Но, не учли проектировщики того, как всё это будет в реальной жизни использоваться — в реальной жизни мусор люди идут выбрасывать по тому пути, который короче. Это  заметно, когда кругом асфальт лежит, а между дорожек из асфальта тропинки куда-то идут. Значит не до конца продумали при покладке асфальта, как его класть оптимальней, тропинки сами по себе не возникают — это не два-три человека прошли. Это конкретный поток людей туда-сюда в течении пары недель минимум.

Оптимальней всего, было бы использовать спецификации по юзабилити и подойти с такой точки зрения — оценка (сделаем забор), понимание контекста использования (чтобы не мешались всякие автомобилисты), понимание целей пользователей (чтобы мусор выбрасывать было удобно), дизайн решение (забор по всему периметру), оценка (люди поднимают восстание, надо срочно что-то думать), понимание [...] 

Но оптимальней было бы в общечеловеческом плане. А не в коммерческом, ибо сделать забор и забыть, это проще и дешевле, чем сделать забор и через пару месяцев посмотреть на тропинки, провести пару тестовых бабушек с ведрами и забор переделать. 

И стало мне на душе радостно, от того что в веб-разработке так легко это всё решается. Сдали сайт, клиенты не понимают чего-то, вы такие хлоп, побыстрому расчитали всё, сколько стоит, провели A/B тестирование, опросили пару знакомых и бац — всё готово, «забор» не мешает больше, а денег потратили не сравнить со стоимостью изготовления «забора».

А потом подумал я: почему же, если я такой молодец, и все это так прекрасно понимаю, мы таких услуг не оказываем? Почему же мы это неявно засунули в пункт поддержка сайта, а не вынесли в отдельный вид услуг? Ну и теперь придется развивать это направление, а то как же без этого, то!? Чай не в 2000 году живем. Да и нужно же как-то от конкурентов отгораживаться? Таки начнем в скором времени делать эти ваши «изоблии-тестирования ».

Картинка любезно предоставлена сайтом Эхо-москвы.

P.S. Пока писал статью, нашел самый клинический случай ошибок проектирования связанных с забором и тропинкой. 


Рассказывает

Руководитель
Вконтакте, Facebook
Поделиться